"Prins Willim"

В 17 в. Голландия правила морями. Флот ее был одним из лучших, моряки – опытными и умелыми, первооткрывателей среди них было не счесть. В Объединенной Голландской Ост-Индской компании судов было немало, но самым крупным, современным и красивым стал парусник «Принц Виллем», построенный на юге Голландии – Зеландии в 1650 г. Он стал головным кораблем Компании. Его водоизмещение равнялось 2000-м тонн, а длина– 33,4 м. Корабль был оснащен 32 орудиями, т.к. любое торговое судно того времени должно было быть готовым к военным действиям, численность экипажа со 150-ти человек должна была возрасти до 250. В этом случае над грузовым трюмом сооружали дополнительную палубу с жилыми помещениями для новых членов команды.

Голландцы – лучшие корабелы того времени, и парусник был построен по точно выверенным расчетам и схемам, с соблюдением безукоризненных пропорций. Так были установлены, в частности, три мачты на верхней палубе – на строго определенном расстоянии друг от друга, что было важно не только для мореходных качеств, но и для эстетики. Эта сторона «Принца Виллема» выделялась особенно: декор был настоящим произведением искусства. Великолепная резьба по дереву, около 2-х десятков оригинальных скульптур по обоим бортам судна, на носу и корме. Главное украшение парусника – фигура царя зверей, готовящегося к прыжку, весила 2 тонны и была укреплена на носу корабля. Поскольку на скульптуры и резьбу ушла львиная доля средств, то покраска их осуществлялась по принципу «голь на выдумки хитра». Мастера красили их сначала охрой, а потом смесью смолы и серы. На солнце это изобретение голландских художников горело, как золото. К этому были добавлены гербы Компании и самого принца Виллема, фигуры мифических героев. Одним словом, корабль был флагманом во всех смыслах.

Первый рейс «Принца Виллема» начался 5 мая 1651 г., порт назначения - Батавия (так голландцы называли Джакарту). На корабле, как и на всех других, принадлежащих Голландской Ост-Индской компании, капитан не был единовластным хозяином, он делил свои полномочия с купцом, отвечавшим за товар и его доставку покупателю.

По возвращении в Голландию парусник перестал быть торговым судном: началась война с Англией, и его реквизировали для участия в боевых действиях. Именно тогда и была проведена переделка «купца» в военный корабль, для чего увеличили экипаж и количество орудий.

В октябре 1652 г. «Принц Вилльем» был основательно потрепан в морском бою у Доунса. Вскоре его вернули в руки хозяев – Голландской Ост-Индийской Компании. Осуществил парусник 17 рейсов, немало поспособствовав росту капитала своих владельцев. 13 декабря 1661 г. он отправился в свое последнее плавание, которое закончилось возле острова Брэндон, где судно потерпело крушение.

В 20-м веке в Японии была создана точная копия «Принца Вилльема» по старинным чертежам. Теперь каждый может увидеть воочию его гордый профиль и роскошь.